Если вдруг Ваш ноутбук был залит, попал под дождь или его «постарался залить» Ваш домашний питомец, то не стоит надеяться на «авось повезёт, обойдётся» или думать, что он будет и дальше также замечательно работать, как и раньше! При попопадании жидкости в ноутбук нужно незамедлительно отключить его от сети и вынуть АКБ (Аккумуляторную батарею), затем отнести в ближайший сервисный центр, где Вашему помощнику сделают профилактику.
Почему не стоит чинить ноутбук дома?
В домашних условиях помочь Вашему ноутбуку будет крайне сложно. Сушить его феном для волос или положить его на батарею не самый лучший вариант так, как можно сделать хуже.
Если вдруг одолеет желание разобрать ноутбук, не имея в этом опыта, то можно повредить шлейфы, разъёмы, а хуже всего, саму материнскую плату.
Отнеся в сервис, Вы сэкономите деньги и время на ремонте.
Почему так страшна жидкость для ноутбука?
Начнём с простого. Обыкновенная вода отлично проводит электрический ток, и при попадании её на какие-то узлы материнской платы или под микросхемы (BGA, qfBGA, SMD), создаётся короткое замыкание (КЗ).
Степень средней тяжести,- это солёная вода .Она создаёт коррозию на выводах микросхем и при этом не исключено, что ножки микросхем отгнивают и образуется коррозия на плате. Такие случаи бывают, когда ноутбук побывал в морской воде и т.д.
Более тяжкие случаи- это когда проливается чай, кофе, пиво и т. д. При таких повреждениях встречается не только коррозия, отгнившие ножки у микросхем и элементов, но и повреждение и разрушение межпереходных отверстий (межпереходные отверстиями - это когда с одной стороны платы контакт переходит через слои и появляется на другой стороне платы или под чипом BGA, qfBGA). Этот контакт довольно проблематично найти без хорошего оптического оборудования или схемы. Всё это происходит из-за содержащегося состава пролитой жидкости. Пример приведён ниже.
Какие действия будут произведены в сервисном центре?
Тщательный осмотр корпуса, клавиатуры, сенсорных и мультимедийных кнопок.
Разборка
Осмотр материнской платы на попадание жидкости. Если жидкость всё-же попала, то осуществляется промывка специальными растворами. (Наша фирма пользуется жидкостями от таких производителей как CARMOLIN, Chemtronics и т.д.)
После отмывки, плата сушится на специальном оборудовании( в данном случае используем термос тол нп32-34)
После всего этого, мастер осматривает плату на отгнившие элементы, если такие имеются, и проверяет цепи питания на КЗ. Внизу кратко приведён пример питающих узлов ноутбука.
6) Если КЗ не обнаружено, то плата подключается к диагностическому стенду и проверяется на старт, после отработки старта проверяется осциллографом генерация на кварцах и кварцевых резонаторах, также смотрится чтение с микросхемы BIOS. Если здесь всё нормально, то подключается монитор и проводится тщательное тестирование.
7) Но, если всё же КЗ есть, то с помощью специального оборудования находим короткое замыкание.
Также « поднимаем» микросхемы на поврежденном участке, меняем их на новые или на аналогичные и повторяем пункт № 6.
Как собрать компьютер своими руками. Апгрейд как подарок на новый год!
В наше время компьютер является неотъемной частью для каждого дома.
После того как он устаревает, его конфигурацию не обходимо обновлять (одновременно учась на своих ошибках) рано или поздно конфигурация компьютера стает очень устаревшей и обновлению не подлежит тога приходится, покупали новый компьютер в магазине. Но на много дешевле собрать компьютер вручную по частям.
Компьютер состоит из таких частей:
Монитор (можно оставить от предыдущего)
Клавиатура / Мышь (можно оставить при наличии на материнской плате необходимых разъемов обычно это PS2 круглый разъем зеленого или фиолетового цвета/USB2.0)
Ну и сердце каждого компьютера это системный блок.
В системном блоке находятся :
1. Материнская плата
2. Процессор
3. Оперативная память
4. Жесткий диск (винчестер)
5. Видеокарта (может не быть)
6. Привод оптических дисков, дискет
7. Платы расширения
8. Блок питания
Чаще всего приходится менять все, но возможны варианты кочевания комплектующих в новый системный блок.
Например:
Оперативная память в зависимости от типа DDR, DDR2, DDR3, SODDR.
Винчестер в зависимости от разъема IDE / SATA (надо помнить, что все версии SATA разъемов совместимы)
Видеокарта (достаточно редкий случай)
Привод оптических дисков также как и винчестер.
Платы расширения (в зависимости от разъемов + могут быть проблемы с драйверами и совместимостью)
Блок питания можно оставить, только если его мощности хватит, например, для процессора с теплопакетом 95 Вт и видеокартой уровня Radeon HD 6790 вполне хватит блока на 500 Вт
Ну и как итог можно рассмотреть конфигурацию современного бюджетно - геймерского ПК на котором спокойно можно играть в современные игры на расширении 1080*1920. Материнская плата MSI 880GMA-E45. Процесор AMD Socket AM3 Athlon II X3 445 (ADX445WFGMBOX) box.
Оперативная память DDR3-1600 takeMS 2Gb. DDR3-1600 takeMS 2Gb. Блок питания 550W AOPEN Z550-12AE3. Видеокарта PCI-E PowerColor 6790 (AX6790 1GBD5-DH) 1024MB. И самое главное всегда можно оставить корпус от старого ПК и сэкономить на этом.
Если вы не хотите собирать геймерский ПК можно выкинуть из этой конфигурации видеокарту, так как в материнской плате уже есть встроенная.
Накопитель на жестких магнитных дисках или как его еще называют винчестер, давно стал непременным атрибутом современного персонального компьютера. Конечно, за прошедшие десятилетия в сотни раз выросла его емкость, увеличилась производительность операций чтения-записи. Это стало возможным в результате применения новых материалов и более совершенных технологий при производстве данного класса накопителей. Конструктивно же винчестер практически не изменился и, следовательно, требования, предъявляемые к его эксплуатации, остались практически неизменными. Рассмотрим их более подробно.
Правильное крепление. Накопитель на жестких магнитных дисках - это механическая система, основными частями которой являются высокоскоростной электропривод шпинделя с системой подшипников и блок головок. Оптимальным можно считать жесткое крепление винчестера в корзине корпуса системного блока строго горизонтально, с помощью четырех винтов. Плата с электронными компонентами при этом должна быть снизу накопителя. Данное положение обеспечивает вертикальное расположение шпинделя, то есть наименьший износ его подшипников, а жесткость крепления дает гашение моментов инерции движущихся элементов, минимизирую их влияние на скоростные параметры жесткого диска.
Правильное питание. Винчестер с точки зрения потребления электрической энергии является для источника питания компьютера нагрузкой динамического характера. Говоря проще, в зависимости от конкретного режима работы накопителя, ток потребления может меняться практически от нуля до своего максимального значения. Установленный блок питания при этом должен обеспечивать значения каждого из подаваемых на винчестер напряжений в пределах допустимого диапазона. Особое внимание надо обратить на качество и надежность разъема, через который на жесткий диск поступает питание.
Тепловой режим работы. Надежная и долговременная эксплуатация современных накопителей на жестких магнитных дисках возможна только при соблюдении их оптимального температурного режима. В подавляющем большинстве случаев главную опасность для винчестера представляет превышение значения верхнего допустимого порога температуры - перегрев. Теоретическая наработка на отказ для современных накопителей составляет не менее 500 тысяч часов. При перегреве это значение падает в несколько раз.
Рецепт лечения простой - каждый накопитель должен быть расположен в зоне достаточной принудительной вентиляции. На мой взгляд, оптимальным является установка тихоходных вентиляторов со стороны передней части корпуса. Так, например, в корпусах фирмы Chieftec, в корзине под три накопителя с форм-фактором 3.5 дюйма предусмотрено место под установку одного вентилятора диаметром 80мм.
Механические воздействия на винчестер, например удары или вибрация, в большинстве случаев приводят физическому повреждению ферримагнитного покрытия поверхности диска и головки записи-считывания. Поэтому, если возникла необходимость транспортировки накопителя, используйте специальную тару, например пластиковый бокс.
При соблюдении всех требований к эксплуатации современных накопителей на жестких магнитных дисках, они могут обеспечить надежное хранение ваших данных на протяжении многих лет. Конечно, прогресс не стоит на месте и рынок компьютерной техники уже активно предлагает твердотельные накопители, которые лишены многих недостатков своих старших братьев. Но на сегодняшний день высокая удельная цена новых накопителей не позволяет им стать широкодоступными и заменить привычные для нас накопители на жестких магнитных дисках.
Думаю, не будет преувеличением сказать, что современные технологии так глубоко проникли в нашу жизнь, что сейчас даже тяжело представить, как мы могли обходиться без них. Вспомните хотя бы советские универсамы и гастрономы: длинные очереди в кассу, вечная неразбериха персонала, раздражённость продавцов. Слава богу, все это уже давно кануло в Лету. Сейчас в любом супермаркете покупатель может купить всё необходимое, не теряя своего времени на стояние в очередях и "общение" с продавцами и кассирами. Все товары доступны на полках, всегда можно быстро узнать информацию о том или ином товаре, уточнить его цену, сканеры мгновенно считывают штрих-код, а кассовый аппарат уже распечатывает чек. И все это называется автоматизацией торговли. Что же она дает?
Представьте себе работу всех структур обычного магазина: склада, торгового зала, касс, финансового отдела, отдела охраны и т.д. и т.п. Чтобы контролировать такую огромную систему, нужна эффективная система автоматизации торговли. Именно она соединит в единую цепь различное оборудование в разных отделах магазина, на складе и т.д. Информация о том или ином товаре будет храниться в базе данных магазина, у персонала всегда будут точные данные, где, когда и сколько товара находится, ну а работа кассового сектора будет простой и эффективной, поскольку POS-терминалы, сканеры штрих - кодов, принтеры будут работать в едином комплексе. К этой же системе будут подключены и фискальные регистраторы, и принтеры штрих - кодов (этикеток), и весы, и терминалы сбора данных.
Расскажем что такое калибровка батареи, зачем нужна калибровка и что она вам даст.
Как уберечь батарею ноутбука от выхода из строя( поломка, потеря мощности)
Начну пожалуй с того, как уберечь батарею ноутбука от выхода из строя, что бы потом вам не пришлось перечитывать статью и искать способ восстановления батареи.
Почему пользователи задумываются по этому поводу только тогда, когда их ноутбук садится через мин 15-20? Позаботится о здоровье батареи и о ноутбуке в целом следует сразу же после приобретение! Не обходимо прочесть инструкцию, если она прилагается к продукту, фирма не просто так её написала и отпечатала тираж...
Ну если её нет , о первых действиях после приобретение ноутбука расскажу вам я.
Ноутбук, вышедший с завода имеет первоначальный заряд батареи 10%. Для чего это делается? Основным мотивом является реклама, зачастую покупатель просит продемонстрировать работоспособность модельки да и вообще, просто хочет посмотреть... что бы быстро реализовать его просьбу и есть 10%. Так же первоначальный заряд батареи имеет технический смысл, но об этом сегодня говорить не будем!
Предупреждение: Ни когда не покупайте ноутбук, стоящий на витрине и подключенный к зарядному устройству!!! Такой продукт имеет заранее сниженный объём батареи и возможно даже повреждённый внутренний бп, что обязательно скажется на его долговечности....
И так, купили ноутбук пришли домой, а дальше?
Дальше делаем так:
Полностью разрежаем аккумулятор (сделать это можно просто включив его и подождав, я советую поступить именно так! Без резких нагрузок разрежаем.)
Вытаскиваем батарею из ноутбука.
Запускаем ноутбук без неё, смотрим всё ли в порядке (В трее, должен висеть значок -работаем от сети!)
Выключаем ноут, ставим батарею, включаем зарядку (ноут не запускать о полной зарядке вам покажет индикатор. Важно: полностью зарядить батарею)
Далее включаем ноутбук, качаем программу (Battery Eater. В помощь ноутбучникам)
Тестируем этой программой и если всё ок, то забываем о проблеме...
Внимание: нельзя постоянно использовать зарядное устройства! Большую часть рабочего времени ноутбук должен питаться от батареи а не от сети... Что бы не казаться голословным, вот вам пример: Элементы внутреннего блока питания, рассчитаны примерно на 50000часов работы, это не так много как может казаться и постоянно работая от сети вы уменьшаете долговечность вашего ноутбука!!! (замена батареи через 1,5 -2 года обойдется намного дешевле, чем ремонт материнской платы) Если батарея всё не нужна, то её лучше извлеч вовсе и работать от сети, но помните- батарею купить явно проще!
Теперь рассмотрим вариант когда батарея уже имеет сбой и появляются баги в виде быстрой разрядке аккумулятора.
Автор: Вадим Логинов
Источник: Мир ПК
Итак, в прошлом номере журнала мы рассказали, как правильно выбрать подержанный ноутбук и на что следует обращать внимание при его покупке. Как вы помните, одним из факторов существенного снижения цены была неисправная батарея. Сегодня мы расскажем о том, как восстановить ее работоспособность полностью или хотя бы частично.
Немного теории
Никель-металлгидридный и литиево-ионный элементы
В батареях современных ноутбуков применяются литиево-ионные и литиево-полимерные элементы, тогда как аппараты, выпущенные три-четыре года назад, могли содержать и никель-металлгидридные компоненты. Для того чтобы определиться с причиной возникновения дефекта, необходимо знать, как функционируют эти элементы.
Никель-металлгидридные (NiMH) аккумуляторы пришли на смену никель-кадмиевым (NiCd), и, несмотря на их активно разрекламированные преимущества, они в общем-то не оправдали ожиданий потребителей из-за сокращенного по сравнению с никель-кадмиевыми аккумуляторами срока службы, хотя образцы, выпущенные в конце 2001 г., стали более совершенными благодаря изменению технологии производства.
Типичный контроллер батареи
У NiMH-аккумуляторов есть свои достоинства и недостатки. К недостаткам можно отнести, как уже упоминалось, ограниченный срок службы (300 циклов «заряд-разряд»), повышенный саморазряд, присутствие «эффекта памяти». Такой эффект часто возникает при неправильной эксплуатации аккумуляторов - перед зарядкой они должны периодически полностью разряжаться, в противном случае емкость будет неумолимо снижаться независимо от количества циклов «заряд-разряд» и времени зарядки. Кроме того, не радовали значительные размеры и масса на единицу энергоемкости. Достоинствами были низкая цена, морозоустойчивость и больший, чем у литиево-ионных аккумуляторов, срок службы.
Это потребуется для ремонта батареи
Эти аккумуляторы необходимо подвергать начальной (при покупке) и периодической «тренировке», суть которой заключается в их полном разряде и последующей зарядке во избежание появления «эффекта памяти».
Литиево-ионные (Li-ion) и литиево-полимерные (Li-pol) аккумуляторы нашли широкое применение в мобильной технике, что обусловлено высокой плотностью электрической энергии на единицу массы, а значит, и меньшими по сравнению с NiMH-аккумуляторами массой и габаритами. Они не предъявляют каких-либо требований к собственному обслуживанию и не обладают «эффектом памяти». Но есть у них и отрицательные стороны: во многих случаях такие батареи могут работать только при положительных температурах окружающей среды, довольно дороги и подвержены процессу старения даже тогда, когда не используются. Уменьшение емкости начинается примерно после года службы, а срок их жизни рассчитан примерно на 200-300 циклов «заряд-разряд».
Копнем поглубже?
Здесь необходимо отметить, что все вышесказанное верно лишь чисто теоретически и декларируется производителями как элементов питания, так и батарей для мобильных устройств. Конечно, в большинстве случаев все это соответствует действительности, но бывают и исключения, обусловленные конструктивными особенностями аккумуляторов. Дело в том, что батареи ноутбуков состоят не из одного, а из группы последовательно соединенных элементов или даже блоков (иногда для увеличения емкости батареи несколько элементов питания соединяют параллельно, создавая блоки, которые в свою очередь соединяют последовательно для достижения необходимого для питания устройства напряжения). И вот здесь-то и кроется основная причина неработоспособности батареи питания. Как бы производитель ни стремился подобрать компоненты с полностью идентичными характеристиками, сделать это практически невозможно. И если у новой батареи элементы по основным параметрам (емкость, напряжение, внутреннее сопротивление) более-менее одинаковы, то после года эксплуатации различие может доходить до 20%. Казалось бы, подумаешь - 20%, ничего страшного. Ну будет аппарат работать от батарей не три часа, а, скажем, два с половиной. Но дело не только во времени. Разброс характеристик приводит к значительному ухудшению работы зарядного устройства, причем это особенно критично для литиево-ионных элементов. Несмотря на заверения производителей ноутбуков об «интеллектуальности» их зарядных устройств, основные требования к заряду элементов, оговоренные в сопроводительной документации к аккумуляторам, не соблюдаются, причем как в случае с литиево-ионными, так и с никель-металлгидридными. Проблема в том, что для обеспечения нормального заряда каждый из элементов батареи необходимо заряжать отдельно от других. Но тогда, если батарея состоит из девяти литиево-ионных элементов, для ее зарядки потребуется девять дорогостоящих интеллектуальных контроллеров, позволяющих определить окончание процесса по мизерному провалу зарядного тока, что на практике приведет к существенному увеличению как стоимости, так и размеров ноутбука. Поэтому применяется метод так называемого последовательного заряда с контролем окончания процесса по достижении батареей некоторого напряжения. Для литиево-ионных элементов этот параметр составляет 4,2 В, соответственно для всей батареи из трех групп элементов напряжение будет составлять 4,2і3=12,6 В. Это вполне допустимо для элементов, идентичных по характеристикам или различающихся на доли процента. Большее различие приводит к тому, что одни элементы недозаряжаются, тогда как у других избыточный заряд начинает утилизироваться в виде тепла и повышенного газообразования.
Здесь необходимо вернуться к рассмотрению строения литиево-ионной батареи. Так как ее элементы являются довольно опасными в эксплуатации (вспомните многочисленные истории о взрывах и возгораниях «серых» мобильников), любой аккумулятор имеет несколько степеней защиты. Самая первая находится в каждом цилиндрическом элементе и представляет собой небольшую вогнутую пластинку, расположенную под плюсовым выводом. Эта пластинка призвана не допустить взрыва элемента при повышенном давлении: в случае «перезаряда» она размыкает цепь, прекращая подачу напряжения. Несмотря на то что после этого давление внутри элемента падает до нормальной величины, пластинка в первоначальное состояние не возвращается. Теоретически такой элемент (а по мнению производителей, и вся батарея) подлежит замене.
Вторая защитная цепь установлена в контроллере батареи. Она состоит из микропроцессора, отслеживающего уровень напряжения на каждом элементе (в некоторых случаях контролируется лишь общее напряжение батареи) и электронного ключа, размыкающего цепь, если напряжение заряда превысит 4,2 В на элемент или напряжение разряженной батареи окажется меньше 3,4 В на один элемент (иногда этот показатель может варьироваться). В принципе здесь ничего фатального быть не может, за исключением двух случаев. Первый - если напряжение элементов упадет ниже отметки 2,8 В (а такое бывает при длительном хранении батареи без подзарядки). При этом элементы отключаются, а зарядное устройство ноутбука считает, что батарея неисправна. И второй - в случае короткого замыкания выводов (несмотря на присутствие в каждой батарее предохранителя) выходит из строя ключ контроллера, что также приводит к неработоспособности аккумулятора.
Третья цепь защиты - идентификационная микропрограмма, встроенная в ПЗУ контроллера. Она служит для определения зарядным устройством типа и емкости элементов, а также предотвращает использование батареи сторонних производителей.
Никель-металлгидридные элементы значительно проще в эксплуатации. Они не боятся «перезаряда», выдерживают длительный нагрев без значительного ухудшения характеристик и не имеют встроенных в элемент средств защиты. Тем не менее вследствие применения зарядных устройств последовательного типа выход из строя изготовленной на их основе батареи может произойти даже при полностью исправных элементах. Как правило, этот дефект является следствием работы на ноутбуке, постоянно подключенном к сети переменного напряжения. Из-за того что отдельные элементы имеют «эффект памяти» и довольно большой разброс характеристик, зарядка происходит неравномерно. То есть когда одни элементы уже полностью заряжены, другие не достигли и половины от нормы. В результате напряжение на заряженных элементах начинает увеличиваться (для никель-металлгидридных оно составляет 1,4 В), и контроллер считает, что процесс завершен, что приводит к уменьшению суммарной емкости батареи на 50% (закон Ома для последовательной цепи). Со временем это явление усиливается в геометрической прогрессии, приводя к полной неработоспособности аккумулятора.
Начинаем практикум
Если вы воспользовались нашими рекомендациями и приобрели ноутбук с неисправной батареей, первое, что нужно сделать, - отыскать в Интернете инструкцию и тщательно ее изучить. Понятно, что этого, как правило, никто не делает, а напрасно. Порой там можно найти все необходимое для восстановления аккумулятора. Дело в том, что большинство производителей ноутбуков включают в состав ПО утилиту для рекалибровки, или «тренировки» аккумулятора, позволяющую в течение 6-8 часов вернуть ему былую силу. Например, в приобретенном нами ноутбуке Fujitsu-Siemens Amilo эта утилита вызывается при загрузке системы нажатием клавиши F6. Будем считать, что нам повезло, - после вызова этой программы и шестичасового ожидания батарея стала как новая. Более того, производитель рекомендует проводить подобную «тренировку» каждые полгода, а в случае постоянной работы от сети - раз в два месяца.
Если такой программы не предусмотрено или найти ее не представляется возможным, придется прибегнуть к «хирургии». Для этого потребуются «прямые» руки, а также некоторый набор инструментов - мультиметр (или тестер), паяльник мощностью не более 40 Вт, макетный нож, несколько автомобильных лампочек с припаянными к ним проводами и суперклей на основе циан-акрилата.
Для начала аккумулятор придется разобрать. Сделать это не так легко - как правило, все батареи имеют неразборную конструкцию, состоящую из двух склеенных половинок. Поэтому нужно найти шов и попытаться с помощью макетного ножа осторожно их разъединить. Если не получается, можно несколько раз уронить батарею на пол (только не на кафельный) с высоты человеческого роста - тогда процесс пойдет значительно быстрее. Если же и это не помогло, придется аккуратно разрезать шов с помощью макетного ножа, стараясь не повредить внутренние компоненты.
Итак, аккумулятор разобран. Что делать дальше? Это зависит от типа элементов, примененных в батарее.
Никель-металлгидридные элементы
Первое, что нужно сделать, - сосчитать количество элементов. Полученное число нужно умножить на 1,2 - результат будет составлять номинальное напряжение батареи в вольтах. Далее берем автомобильную лампочку мощностью 21 Вт и припаиваем ее к крайним выводам группы последовательно соединенных элементов. Загорелась - хорошо, нет - ничего страшного. Теперь нам понадобится мультиметр. Выставляем предел измерения 20 В и проверяем напряжение на лампочке. Если оно соответствует номинальному, а ноутбук не включается, причина неисправности скорее всего в контроллере батареи. Можно попробовать отремонтировать его самостоятельно (предварительно отпаяв от элементов), а можно обратиться к знакомому радиолюбителю.
В случае, если напряжение ниже номинального, переключаем мультиметр на предел измерений 2000 мВ и проверяем напряжение на отдельных элементах, помечая фломастером те из них, напряжение на которых ниже 1,1 В (элементы лучше пронумеровать, а величины напряжений на них записать в таблицу). Далее необходимо провести «тренировку» аккумулятора. Для этого потребуется еще несколько лампочек с припаянными проводами, которые придется присоединить к каждому (это важно!) элементу аккумулятора. Присоединили? Теперь можно часов на десять отвлечься от батареи и заняться чем-нибудь другим. Почему так долго? Дело в том, что в нашу задачу входит выравнивание напряжения на элементах, а сделать это можно, лишь доведя его до 0 В. (Хотя производители и утверждают, что при полном разряде элемента он обязательно выйдет из строя, на практике такого не наблюдалось.)
После полного разряда элементов аккумулятор необходимо зарядить. Так как батарея разряжена полностью, штатное зарядное устройство здесь не поможет - напряжение придется «приподнять». Сделать это можно с помощью блока питания ноутбука и автомобильной лампочки, подключенной последовательно к элементам аккумулятора. Дожидаться полной зарядки батареи необязательно, достаточно поднять напряжение до 1,1 В на элемент, после чего уже возможно использовать штатное зарядное устройство.
По окончании цикла зарядки вышеописанный процесс придется повторить еще два раза (как минимум), после чего можно будет проверить батарею непосредственно в ноутбуке.
Никель-металлгидридная батарея
Литиево-ионная батарея
В случае, если вышеописанный способ «тренировки» батареи не привел к положительному результату, придется менять элементы питания. Причем сразу все - подобрать подходящий по характеристикам не получится, так как для этого понадобится найти аналогичную батарею, проработавшую столько же часов. В качестве «донора» лучше всего использовать бытовые никель-металлгидридные аккумуляторы производства компании Sanyo емкостью 2100 мА.ч. При неплохом качестве исполнения они обладают приемлемой ценой, что становится актуальным, если батарея вашего ноутбука содержит десять и более элементов питания. Главное при такой замене - ни в коем случае не использовать паяльник для соединения элементов в последовательную цепочку. Лучше приложить чуть больше усилий и сделать контактные держатели, к которым можно будет припаять соединяющие провода.
Литиево-ионные элементы
Как сказано выше, эти аккумуляторы довольно опасны в эксплуатации, поэтому и ремонт батареи потребует особой аккуратности. Перед началом каких-либо активных действий, убедитесь, что батарея полностью разряжена (если это возможно). Процесс проверки в принципе аналогичен таковому для никель-металлгидридных аккумуляторов, т.е. точно так же припаиваем лампочку-нагрузку к элементам и проверяем напряжение. Отличие состоит в том, что на каждый элемент должно приходиться от 3,7 до 4,1 В. Если лампочка светится и напряжение соответствует количеству элементов, умноженному на 3,7 (или превышает его), смело можно переходить к ремонту контроллера. Если же напряжение значительно ниже или емкость аккумулятора существенно отличается от первоначальной, придется проверять каждый элемент в отдельности. Некоторая сложность заключается в наличии параллельных блоков (см. выше) - для правильной диагностики их придется разъединить, разрезав посередине металлические соединительные полоски-мостики (это можно сделать лишь с одного торца - положительного или отрицательного). Конечно, перед началом подобной проверки контроллер батареи необходимо отпаять. Отделив все элементы друг от друга, можно переходить непосредственно к их диагностике с помощью лампочки-нагрузки и мультиметра. Подключаем лампочку к выводам мультиметра (а не элемента питания) и начинаем мерить напряжение на каждом элементе - оно должно быть в пределах 3,7-4,1 В. Если значение существенно ниже или равно нулю - элемент неисправен и нуждается в замене. Конечно, можно попытаться его отремонтировать, разрезав положительный вывод и восстановив защитную пластинку, но, на наш взгляд, это нецелесообразно: стоимость нового элемента не превышает 3-4 долл. Проверяем группу элементов Перед началом работы элементы необходимо разрядить
После проведения диагностики и выявления неисправных элементов оставшиеся необходимо разрядить (с помощью лампочки) до напряжения 3,2 В. Эту же операцию придется проделать и с новыми аккумуляторами, которые будут устанавливаться в батарею. Данная процедура необходима для того, чтобы контроллер начал заряжать батарею «с нуля», иначе впоследствии могут возникнуть проблемы с правильным определением уровня заряда аккумулятора.
Еще одна неисправность, часто возникающая при эксплуатации (а вернее, при отсутствии оной) литиево-ионных и литиево-полимерных аккумуляторов, - уменьшение напряжения элементов ниже порога срабатывания защитного контроллера. При этом батарея не заряжается, а напряжение на ее контактах равно нулю. Подобный дефект устранить довольно легко - достаточно подключить через 5-Вт лампочку к последовательной цепочке элементов источник питания ноутбука и дождаться зарядки батареи до напряжения, составляющего 3,4 В на один элемент. После этого батарею можно собирать (вот для этого-то и потребуется циан-акрилатный клей) и устанавливать в ноутбук для последующей зарядки.
Кстати, аккумулятор есть не только в ноутбуке. Еще одним ярким представителем семейства мобильных устройств, периодически нуждающимся в процедуре «омоложения», является карманный компьютер. Причем если в ноутбуках мы лишь пытаемся восстановить утраченные качества, то за счет некоторых не очень сложных манипуляций в КПК аккумулятор порой удается не только отремонтировать, но и заставить работать в несколько раз дольше. Об этом и многом другом вы сможете прочитать в одной из следующих статей нашего цикла.
Теперь поговорим о том, как откалибровать батарею ноутбука.
Каждому владельцу ноутбука хочется, чтобы время автономной работы от аккумулятора было максимально возможным. Этому посвящена статья «Как заставить ноутбук работать дольше без подзарядки?».
Увеличению времени автономной работы ноутбука также способствует калибровка аккумулятора.
Для чего нужна калибровка аккумулятора
Калибровка позволяет более-менее точно определять уровень заряда/разряда аккумуляторной батареи ноутбука. В результате чего аккумулятор используется более эффективно, срок его службы приближается к максимально возможному.
Для никелево-кадмиевых (Ni-Cd) и никелево-металлогидридных (Ni-MH) аккумуляторов калибровка является одним из средств борьбы с «эффектом памяти» (см. Ноутбук: отключать аккумулятор или нет?).
Как производится калибровка аккумулятора
Если в вашем ноутбуке предусмотрена калибровка аккумуляторной батареи средствами утилиты BIOS Setup, обязательно воспользуйтесь ею.
Рассмотрим процесс калибровки аккумулятора на примере ноутбука с Phoenix BIOS:
- после включения ноутбука нажмите клавишу для входа в BIOS Setup Utility (какая клавиша используется для входа в BIOS Setup Utility, зависит от модели ноутбука, например, F2, или Delete, реже Esc, или F8, или F3, или F5, или F10, или Ctrl+Esc);
- появится окно Battery Calibration Confirmation с бюллетенем «Would you run the Battery Calibration?», нажмите Yes;
- начнется процесс калибровки аккумулятора, при этом в окне BATTERY CALIBRATION PROGRESS появится табличка с бюллетенем «Current Battery Level: ...%»;
- для выхода из режима калибровки аккумулятора нажмите клавишу Esc.
Примечания
1. Перед калибровкой аккумуляторную батарею ноутбука необходимо абсолютно зарядить.
2. Калибровка выполняется при питании ноутбука от аккумулятора, то есть блок питания (AC adapter) должен быть отключен.
Если вы попытаетесь осуществить калибровку при включенном блоке питания, появится бюллетень «WARNING: The AC adapter was detected. The AC adapter should be removed to perform the Battery Calibration. Press any key to restart the system».
3. Если в вашем ноутбуке установлен никелево-кадмиевый (Ni-Cd) или никелево-металлогидридный (Ni-MH) аккумулятор, для устранения/предотвращения «эффекта памяти» раз в месяц проводите тренировочный цикл «полный разряд - полный заряд».
4. Аккумуляторы ноутбука предназначены для работы при близкой температуре, допустимый диапазон - от +10°C до +35°C.
5. Не храните Li-ion-аккумуляторы абсолютно разряженными.
6. Не покупайте Li-ion-аккумуляторы про запас.
7. Средняя продолжительность работы ноутбука от аккумулятора - 1-3 момента
Если же в bios такая полезная функция отсутствует, расстраивается не стоит... ибо всегда найдется стороннее ПО.